Методическая копилка - Конспекты занятий

Конспект открытого занятия  на конкурс "Учитель города"2018


                       Тема. От конфликта к сотрудничеству
Цель.   Показать один из наиболее эффективных способов выхода из конфликта – сотрудничество.
Задачи.     - Познакомиться с понятием «Конфликт» и сотрудничество.
– Показать, что сотрудничество это один из способов решения конфликта,       
- Дать возможность самим проявить навыки сотрудничества при показе сказки.
- Дать некоторые правила  выхода из конфликтной ситуации
- Развивать эмоциональную сферу, творческие способности.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность сотрудничать.
Тип занятия: комбинированный
Методы и приёмы: частично-поисковый, наглядный, игровой, беседа,  драматизация,  работа в парах, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
Продолжительность.  40 минут
Группа 8 человек. Возраст: 8-9лет.


Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Результат при помощи чего
Организационный
Подготовить детей к работе на занятии: -----снять эмоциональное напряжение,
- показать, как управлять куклами данной системы.
- задать ритм работы.
(на стульях лежат куклы к сказке «Репка»)
Здр. Представление, Здороваемся куклами. Поздоровались со всеми, кто находится у нас в кабинете. (показываю как держать куклу, говорю, что это куклы настольного театра, затем кукол убираем)
 Перестроение в колонну, в круг, сели на стулья.
При помощи игры.
тема, цель,
мотивация
Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
-


-Как вы думаете, с чем будет связано наше занятие? (театр кукол)
- как вы думаете,  что мы сегодня будем делать? (варианты)
- на столах находятся рабочие карты. Возьмите её, напишите на ней своё имя, и поставьте крестик напротив тех дел, которыми, по вашему мнению, мы будем заниматься.

-  Многие из вас среди прочего отметили, что мы должны будем чему-нибудь научиться. Это верно, ведь мы находимся в школе на занятии. А вот чему мы будем учиться? Попробуйте догадаться.

Внимание! Проводим эксперимент, мои помощники, сядьте, на этот стул.
Вариант 1
- Удалось это сделать?(нет)
- Почему? (не удобно, маленький стул, )
- что почувствовали, когда не смогли сесть на стул?
- что почувствовали, когда сел?
- как думаешь, а товарищу было приятно, что он не смог сесть на стул?  – (Всем) Как можно назвать, то, что сейчас происходило между  ребятами?
(Ссора, разлад, соревнование, конфликт.)
- Какие вы молодцы! Вы сразу нашли слово, нужное нам.   (Или кто-нибудь догадался, чем мы будем занимаься?)

Вариант 2
- Что вы сделали, для того, чтобы все сели на стул? (договорились)
- Кто-нибудь догадался, чем мы будем заниматься на занятии?

- Тогда вам ещё одна подсказка. Разделите все эти картинки на 2 группы. А теперь выберите подходящий заголовок (конфликт, сотрудничество)
- что такое конфликт? (варианты ответов)
- Давайте вернёмся к нашему эксперименту.
- Какое у тебя было желание, интерес?
- А у тебя какой был интерес?
 - Можно сказать, что у вас был конфликт, потому что ваши интересы столкнулись?
- Значит, конфликт это столкновение интересов.
- Что такое сотрудничество. (варианты)
- Умение договариваться и выполнять какое-нибудь дело вместе.
-(ко всем) Что им надо было сделать, чтобы они смогли сесть на один стул (договориться, т.е. они должны сотрудничать.)
- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?
Мы сегодня будем учиться  разрешать конфликт при помощи сотрудничества.
- А у вас в жизни были конфликты?
- А они всегда разрешались мирно?
- А это хорошо или плохо?
- Значит, нам просто необходимо научиться решать конфликты при помощи сотрудничества.
 А при  чём здесь куклы?
- Да потому, что «Сказка ложь, да в ней намёк….(Дети: добрым молодцам – урок».  Мы сегодня будем учиться сотрудничать на примере сказки.

Вывод на цель деятельности при помощи беседы, эксперимента,
Классификации картинок и выбора названия


















Усвоение новых знаний и способов действий



- выяснить какие могут быть конфликты.
-Дать возможность проявить навыки сотрудничества,






- Посмотрите на кукол и догадайтесь, с какой сказкой мы сегодня будем работать?
- Давайте её вспомним. Начинаем…
- сядьте в том порядке,  в котором тянули репку герои, начиная с деда.
- А между тем, как посадил и пошёл тянуть, сколько, по-вашему, прошло времени? (лето)
-Как вы думаете, за целое лето могли происходить конфликты между героями сказки?
- Какие? (проговорили про всех)
- А теперь сказку надо прорепетировать. (Организовать пары из героев, дать задание, проговорить, как будете упрашивать, чтобы репку пошли тянуть)
- Помощники, вы рассказчики.
(Проверить и показать, как разрешать конфликт)
- У нас куклы настольного театра, поэтому они ходят по столу, а, чтобы зрители обращали внимание на куклу, а не на вас, вы смотреть должны только на свою куклу.(показать)
- Чтобы спектакль состоялся, артисты должны всё делать серьёзно, не баловаться, за ширмой должно быть тихо. Ну и включайте фантазию. Если герои могут мяукать, пищать и лаять, то пусть не забывают про это.

- Любой театр начинается с волшебного «если бы…». И представим себе, как вели бы себя куклы, если бы они вдруг ожили и если бы у них раньше случились, придуманные вами, конфликты.
- Рассказчики делают волшебные ворота в сказку, Вы по одному проходите в эти ворота. И куклы в ваших руках оживают. Вы проходите по двору и идёте в дом, но не останавливаетесь, а прячетесь за ширмой.
Наши волшебные ворота открываются, (Каждый герой идёт под музыку.)
(играем сказку)
Все выходим на поклон. Вам наши аплодисменты
Использование беседы, драматизации,

Самостоя
тельной
работы в парах,
групповой работы.















Риски. Заигрались в конфликт.
(Ребята, к сожалению у нас мало времени, поэтому, конфликт не затягивайте)

Первичная проверка пони мания изученного
- Проверить правильность и осознанность усвоения нового материала


- Занимайте свои места.
- Так почему, не смотря на конфликты, которые бывали в этой семье, он смогли вытянуть репку? (потому, что у них появился общий интерес, они смогли договориться, они сотрудничали.)
- когда вы, актёры стояли друг за другом, вам было удобно и легко?
- а почему вы, не смотря на это, показали нам сказку? Не толкались и терпели друг друга?
( потому что у вас был один общий интерес, вы друг с другом сотрудничали, у вас была одна цель – показать сказку)
При помощи беседы, с опорой на личный опыт
Контрольный
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
А сейчас проводим эксперимент, Все вместе, сядьте на этот стул.
- Удалось это сделать?
- Почему?
- Вы смогли справиться с заданием!
- Почему? (смогли договориться)
Вам мои аплодисменты.

При помощи эксперимента
Рефлексивный









Итоговый.
- Мобилизация детей на оценку содержания и полезности учебной работы











- Дать позитивные варианты выхода из конфликта
- Пройдите к рабочим картам и обведите тот вид деятельности, которым вам сегодня понравилось заниматься и вместе с картами возвращайтесь в наш полукруг.
- Давайте посмотрим, мы сегодня играли куклами? Сочиняли и показывали сказки, песни пели?, Отдыхали от уроков? А чему мы учились?
- А вам надо уметь это делать?

- Тогда для вас ещё одна подсказка. Наши рабочие листы сделаны в виде конверта, а на сцене лежат несколько советов, как можно мирно выйти из конфликта. Сейчас вы пройдёте и выберете те, которые подходят вам.
- скажите, какой совет вам ближе?
(читаем, разбираем советы)
- Эти конверты с советами я вам дарю.
Анализ с опорой на свой жизненный опыт.












Если мало времени, можно не читать.
Информационный
Обеспечение логики дальнейшего развития темы
И у меня к вам ещё один вопрос:
- всегда ли конфликт нужно стараться закончить миром?
- подумайте, пришлите свой ответ на сайт театра кукол «Петрушка», а как это сделать вы найдёте на обратной стороне конверта. Этот конверт ваш.
Определение перспектив деятельности при помощи


Самоутверждение детей в успешности
- В сегодня были молодцы. (если смогу, скажу про каждого) Вы замечательно играли, отдыхали и учились решать конфликты при помощи сотрудничества. Мне с вами было приятно общаться. До свидания.







                         Конспект занятия Волога А. П.

Тема: Правила работы с планшетной куклой.
Цель. Познакомить с основными правилами работы с планшетной куклы.
Задачи:
1. На основе ранее полученных знаний по кукловождению вывести  правила управления планшетной куклой.
2. Попробовать управлять планшетными куклами, учитывая правила.
3. Развивать психические процессы: внимание, память, речь, мышление, воображение.
4. Развивать эмоциональную сферу, творческие способности.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, готовность сотрудничать.
Тип занятия: Изучение и закрепление  полученных знаний и умений.
Методы и приёмы: частично-поисковый,  репродуктивный,
 Оборудование: столы и кубы, небольшой набор простого реквизита для этюдов – 6 шт., набор планшетных кукол – 9шт., аудиозапись музыки на разминку, Продолжительность занятия: 45 минут.
Группа 1– го года обучения,  количество детей - 8 человек, возраст –6-7 лет.



Блоки
Этапы
Этап учебного занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Результат
Подготовительный
1
Организационный

Подготовка детей к работе на занятии
- организация начала занятия (гости хотят знать, чем же мы занимаемся в нашем театре.)
- объявление темы.(Сегодня мы начинаем изучать планшетных кукол)

Восприятие
2
Разминка


Подготовить организм к физическим нагрузкам.
- упражнения на снятие зажимов:
Мы прибыли на корабле в Африку и нас встречают и приветствуют представители разных племён. Мы отвечаем им тем же приветствием, называем племя.
 Приветствуют  дикари из :
- воинствующего племени  Иохо-чо
-Богатого племени Шуко-ту
-Нищего племени Люлю-ам
- Ласкового племени Мили-ку
- Болтливого племени Буку-чу
- Танцующего племени Нюсю-ко
-Гостепреимного племени Сесе-ки

- разминка тела   (руки, шея, потягушки на 4) 
- упражнения на развитие внимания (передать радиограмму)
Физиологическая готовность к нагрузкам,
Основной
3
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Сообщение темы,
 - С сегодняшнего дня мы начинаем работать с планшетными куклами. Как вы думаете,  прежде чем начинать выступать с планшетными куклами, что мы должны сделать? (научиться управлять)
- А что мы должны знать, чтобы научиться управлять? (правила)
-Зачем надо знать правила? (хорошо управлять куклой, хорошо выступать, радовать зрителей своими выступлениями.)

- Мы вместе, на основе наших знаний о кукловождении , попытаемся  определить эти правила
Осмысление возможного начала работы
4
Усвоение новых знаний и способов действий



Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Вспомните основные правила работы с перчаточными куклами: (кукла появляется  и уходит в кулисы
- уровень – всегда одинаковая высота, не проваливается..
- кукла смотрит..
- у любой куклы есть походка
- когда говорит… когда молчит
- между куклой и грядкой должен быть воздух.
 и подумайте, какие из них можно применить к планшетным куклам.( каждое правило показываю)
А что новое, чего не было у перчаточной куклы?
(водим двумя руками, воздух между артистом и планшетом, внимание на кукле)
Освоение новых знаний
5
Первичное закрепление новых знаний.
 Выработка навыка правильного кукловождения
Упражнения с куклой
- походка
- смотрит
- говорит
усвоение нового учебного материала
6
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Самостоятельная работа
Работа парами
- куклы знакомятся
Придумать, показать, какие правила нарушили?


Осознанное усвоение нового материала

7
Обобщение и систематизация знаний



Формирование целостного представления знаний по теме
 повторить при помощи детей правила.
- воздух
- две руки
- смотрит
- разговаривает, слушает
- выходит и заходит в
- уровень
- походка
- кукловод всегда смотрит на ..
Осмысление выполненной работы
Итоговый
8
Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Мы с вами  выяснили основные правила кукловождения. А теперь учитывая их, вы должны пройти по сцене под музыку.
 (минута славы.)
Самоутверждение детей в успешности
9
Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку


«Заборчик»
- Пустите меня в театр. Я научился…Но ещё не умею…

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
10
Информационный
Обеспечение  логики дальнейшего занятия
На следующем занятии продолжим тренироваться в кукловождении.
Определение перспектив деятельности





Конспект занятия в театре кукол «Петрушка»


Тема: «Планшетные куклы.
Цель: совершенствование умений управления планшетной куклой.
Задачи:
1.     Отработать технику вождения планшетной куклы.
2.     Развивать сценическую речь детей.
3.     Воспитывать ответственное отношение к делу, доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
Тип занятия: закрепление умений.
Методы и приёмы: репродуктивный, частично-поисковый и специальный театральный метод -  метод подсказа.
Оборудование: кубы, небольшой набор простого реквизита для этюдов (морковка, сыр, шарфик, ружьё, тарелка…), набор трансформируемых репетиционных  планшетных кукол животных,   аудиозапись с разнохарактерной музыкой.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Группа 2 – го года обучения,  количество детей - 10 человек, возраст – 8 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Вступительная часть (10 минут).
1. Оргмомент.
-       Здравствуйте. В нашем кукольном театре есть много кукол. Мы с вами учим их говорить и двигаться. Без нас куклы скучают и грустят. Вы приходите и куклы оживают.
2.  Беседа с использованием наглядности.
-          Скажите, какие виды театральных кукол вы знаете? (Настольные, пальчиковые, тычковые, перчаточные, тростевые, планшетные, марионетки, напольные, куклы маски.)
-          Какими куклами мы работали? (настольными, тычковыми, планшетными.)
-          Давайте  посмотрим отрывки из спектакля «Дюймовочка» театра кукол «Сказка». Определите, где играют планшетные куклы. (Демонстрирую через проектор отрывки из спектакля «Дюймовочка» - «Жук и Дюймовочка», «Крот и Дюймовочка»,  «Жаба и Дюймовочка» (Ответ детей - «Жаба и Дюймовочка»).
-          Почему эти куклы называются планшетными? (Потому что они двигаются по планшету или столу).
-          Скоро мы начнём работать над спектаклем, в котором будут заняты планшетные куклы. Сегодня мы продолжаем учиться работать с планшетной куклой.

ІІ. Основная часть (30 минут).
1. Разминка.
Проведём разминку, чтобы подготовить себя к работе.
-          Я считаю до пяти, и вы встаёте в круг. Итак, начинаются весёлые превращения!
-          Ребята, вы теперь ребята-жеребята! (Упражнение на внимание: дети скачут под ритм, который постоянно меняется, подражая жеребятам).
-          Ребята, вы теперь ребята-котята! (Поглаживающий массаж: дети под музыку ходят мягко на носочках, потягиваются, вместе с педагогом, подражая кошке, умываются: лоб, щёки, подбородок, шея, ноги, руки, грудь, плечи, спина).
-          Ребята, вы теперь ребята-собачата! (Упражнение на дыхание: высунув язык,  обнюхать друг друга, понюхать носом воздух.  Для контроля за  правильностью дыхания, руку положить на верхнюю часть живота).
-          Ребята, вы теперь ребята-поросята!(Проводится артикуляционная гимнастика: на звукосочетании «уви» трубочкой вытянуть губы и потом растянуть их в улыбке. Потом поросята кушают, хорошо открывая рот. Затем кулаком круговыми движениями гладят живот, приговаривая «Ша-ша-ша, наша каша хороша!»).
-          Ребята, вы теперь ребята-телята! роизносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись: телята гуляют по лугу, жуют траву. Потом  разговаривают друг с другом, зовут маму, бодаются).
-          Ребята, вы теперь ребята, просто ребята, а поэтому, быстро в круг!
Пока вы были ребятами-жеребятами, пыль на поле подняли до небес! Какую вы знаете скороговорку про это?  (От топота копыт пыль по полю летит)
-          Вместе скажите эту скороговорку, чётко проговаривая каждый звук, широко открывая рот.
-          А теперь напугайте.
-          Пожалейте.
-          Удивитесь.
-          Испугайтесь.
-          Посмейтесь.
-          Посекретничайте.
-          Оправдайтесь.
-          Прокричите для тех, кто находится на улице.
-          Не кричать, но громко, чтобы услышали за дверью.
(При работе над скороговоркой обращать внимание на внятность говорения: чёткую артикуляцию согласных звуков и объёмность гласных).
-          А теперь отдохнём: Дождик: «хам-хом-хум». (Упражнение на расслабление: закрыть глаза, руки над головой, на «хам-хом-хум» они опускаются вниз, легко поворачиваясь в запястьях, повторить три раза).
-                   Разминка закончена, наш организм и  голосовой аппарат  готовы к работе.
3. Упражнения с элементами театрализации.
-          Отгадайте загадки:


Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый -  краса!
А зовут её … (Лиса)

Всех вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (Цыплёнок)

Живёт в норке,
Грызёт корки.
Небольшие ножки,
Боится кошки. (Мышь)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
Ив дупло убежал. (Белка)

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьёт,
Песенки поёт. (Кошка)

Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце. (Поросёнок)

Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)

( Дети отгадывают и получают куклы).
-     Придумайте и покажите,  как ходит и разговаривает ваша кукла. Пусть она с нами познакомится и расскажет о себе. Постарайтесь отразить характерные особенности выбранного персонажа.
-     Кто и какие ошибки допустил? (Возможные ошибки: кукла не держит уровень, кукла «не ходит», «не смотрит», «не говорит», кукловод не держит внимание).
-     У кого получилось похоже на выбранного персонажа и  почему? (Выслушиваю высказывания ребят, дополняю их, приглашаю на сцену тех ребят, кого отметили. Предлагаю выбрать себе пару).

4. Самостоятельная работа в парах.
-     Придумайте и покажите историю. Тема истории обозначена на карточке. (Раздаю карточки с темами: «Опять двойка», «А у меня вкуснее…», «Потерялся», «Давай дружить?», «Встретились Бяка и Бука…»).
-     При выполнении диалога можно использовать реквизит. На подготовку даётся  пять минут. ( Для определения порядкового номера выступающих провожу игру «Фанты»).
Дети показывают короткие этюды с планшетными куклами.
-     Чьё выступление вам запомнилось и почему?

ІІІ. Заключительная часть (5 минут).
-     В современных профессиональных театрах часто ставят спектакли планшетными куклами. Эти куклы довольно сложны в управлении. Наше занятие показало, что вы успешно овладеваете искусством работы с планшетной куклой.  Как вы считаете, что у нас получается хорошо? Над чем нужно поработать? (Дополняю ответы детей, оцениваю деятельность каждого ребёнка).
-     Самая лучшая награда для артиста -  это аплодисменты.  А вы сегодня –молодцы! Давайте поаплодируем друг другу. (Включаю  ритмичную музыку и предлагаю детям танцевать вместе с куклами).






Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи на базе кукольного театра и
 для детей 5 лет по теме
«Лесные животные весной»
                                                                                                    Составители:
                                                                                                    педагоги дополнительного
                                                                                                    образования МБОУ ДОД ЦДОД:
                                                                                                    Мусаева Людмила Николаевна,
                                                                                                    Волога Анна Петровна
Интеграция окружающего мира и
развития речи средствами кукольного театра
 для детей 5 лет по теме
«Лесные животные весной»
 Цель:
Развивать интерес  и любовь к родной природе.
Мониторинг  знаний  детей о жизни животных весной.
Задачи:
Интегрированные программные задачи:
Обучающие:
·       Закреплять знания о  характерных  признаках весны, о погодных условиях в весеннее время;
·       расширять представления о  весенних изменениях в жизни растений и животных;
·       формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.


Развивающие:
·       развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы);
·       систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе;
·       совершенствовать речь, как средство общения при помощи настольного кукольного театра;
·       приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

Воспитывающие:
·       воспитывать любовь к природе, наблюдательность;
·        воспитывать активную любознательность, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: 
Активизировать в речи детей уменьшительно–ласкательные слова: лисонька (лисята), зайчишка (зайчата), медвежата, волчонок и т.д.. Использовать в речи слова такие как: капель, припекает, журчит, звенит, лучистое, лучезарное, весеннее.
Методические приемы:
вопросы, загадки, упражнения, игры, практические задания, драматизация, загадки, рассматривание слайдов, организованный диалог.

Оборудование и наглядные пособия:
Иллюстрации лесных животных, импровизированная лесная полянка, пальчиковые куклы (лесовичок, медведь, лиса, заяц, волк, лягушка, мышка), магнитофон (звуки леса), листы ватмана, контуры предметов для экологического моделирования весенней полянки, проектор, проектировочная доска, украшения для кабинета (листочки и цветы), картинки к дидактическим играм, индивидуальные карточки зеленого и красного цвета, презентация «Что не весеннее?», сюжетные картинки о правилах поведения в лесу, сюрпризный момент (весенние цветы).


Ход занятия:

1. Организационный момент. Стены кабинета украшены весенними листочками. Приглашаю детей на занятие.  Дети входят в группу, встают полукругом. 
Приветствие в круге.
Педагог 1: мотив
- Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, давайте мы их поприветствуем. Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить все то, что узнали о самом любимом времени года – весне. Вы готовы? (ответы детей).Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнулась я себе,
Улыбнулась я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень!
Улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение на весь день!
2. Основная часть занятия.
Кабинет заранее украшается листьями деревьев.
- Ребята, посмотрите вокруг себя, что необычного вы увидели? (ответы детей).
Появляется педагог 2 и начинает украшать кабинет первоцветами (ландыши, подснежники).
Педагог 1: Анна Петровна, скажите, а что это вы делаете?
Педагог 2:  Украшаю кабинет цветами.
Педагог 1:  А я  догадалась для чего:
С чего это всюду
Такое веселье
Такое –
С зари до зари
Торжество?
И пение птиц,
И проснулась листва.
Ведь снова к нам с вами вернулась… (весна)

- И вы, ребята, догадались? Да, конечно, наступила весна и в природе происходят прекрасные весенние перемены. Вот и у нас в кабинете расцвели первые весенние цветы. Но весенние изменения происходят не только с растениями, с наступлением весны изменения произошли и в жизни животных. Ребята, а вы бы хотели отправиться  в путешествие, в весенний лес и посмотреть прямо на месте, что же происходит весной с животными (ответы детей). А вы, Анна Петровна? А вы, уважаемые гости?
- Ну, что ж, отправляемся в путешествие. Не будем терять время, надеваем волшебные колпачки и в путь. Я надену колпачок весь в цветах. У тебя какой колпачок? (ответы детей). А у тебя? А у вас, Анна Петровна? А у вас, уважаемые гости? (ответы).
Закрыли глазки…Крибле, крабле, бум…
Педагог 2:  (А.П.)
- Друзья, давайте выйдем в лес
Он полон сказочных чудес
В нем странности и там и тут
В нем звери разные живут
Там удивительный народ
Среди корней и трав живет
Не обойдешься без очков,
Чтоб разглядеть всех-всех жучков.
Педагог 1:  
- Вот и попали мы с вами в сказочный лес на полянку. Посмотрите, как удивительно красиво вокруг. Вот и сказочная лесная полянка.
Педагог 2:  (будит куклу «лесовичка»).
Лесовичок: (Спит под деревом, просыпается)
- Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
Педагог 1:
 - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, полюбоваться!?... Снежная королева заколдовала в моем лесу все живое и не хочет, чтобы растаял снег, проснулась вся природа после долгого сна и наступила долгожданная весна. Она заколдовала все вокруг: и растения и всех животных. Они даже забыли, как их зовут, и что нужно им делать весной. Без вашей помощи мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста!
Педагог 1: Конечно, поможем!

Педагог 2:  (достает мешок с куклами).
Лесовичок : Отгадайте про кого я говорю.
Хитрая плутовка, рыжая головка.                              
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
·       Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
·       Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
·       Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
·       Вырыла норку - и в норке живёт
Бусинки глазки, малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая-серая ...(мышка)
·       Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Ловит целый день еду.
Быстро плавает в пруду (лягушка).
(Педагог 2 отбирает детей в свою группу)
Педагог 2: (ребятам, у которых куклы)
- Ребята, а вы знаете, что происходит весной с вашими животными? А вот они совсем забыли. Тогда мы с вами пойдём учить наших животных, что же им надо делать весной?
Педагог 1:
- Лесовичок! А нам-то как помочь весне? Подскажи!
Лесовичок: - А вы, чтоб скорее пришла Весна солнечная, звонкая, нарядная, смастерите настоящую весеннюю полянку.

3.Работа в группах.

Звучит музыкальное сопровождение «Звуки леса».
Работа с первой группой детей.
Педагог 1:-По каким признакам  можно считать, что весна пришла (солнце ярко светит, греет землю, птицы прилетают с теплых стран, снег  тает, бегут ручьи, травка вырастает, деревья зеленеют.)
- Итак, первое на нашей полянке появиться…
1.Выше  леса Колобок.
Колобок – горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес.(Солнце)

- Конечно, это солнышко.
-Как можно сказать, что делает солнце весной? (пригревает, припекает)
-А еще солнышко какое? (Искристое, жгучее, весеннее, жаркое,  теплое, лучистое, лучезарное).
(дети раскрашивают контур солнца и прикрепляют его к полянке)
- А следующим на нашей полянке появиться…
2. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Дерево)
(дети раскрашивают контур дерева и прикрепляют его к полянке)
- А дальше нам нужно оживить…
3.Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.  (Подснежник)
4. А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (Одуванчик)
(дети раскрашивают контур цветов  и прикрепляют его к полянке)
- Сейчас я вам предлагаю послушать песенку….
4. «Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец!»
Пел у скворечника…  (Скворец)
-Песенку, какой птицы мы сейчас слышали? (скворца, жаворонка)
-Какая по характеру песенка жаворонка? (веселая, радостная)
-Чему радуется жаворонок? (приходу весны, что вернулся домой)
-А самое главное жаворонок - это какая птица? (перелетная)
(дети раскрашивают контуры  птиц  и прикрепляют их к полянке)
- А следующей на полянке должна появиться…
5.Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы.
(травка)
- Ребята, скажите, а какая должна быть весенняя травка?
(дети раскрашивают контур травы и прикрепляют его к полянке)
- Вот какая замечательная весенняя полянка у нас получилась

 Работа со второй группой детей.

4. Организованный диалог.

Лесовичок: Мы с ребятами рассказали нашим животным о весне, и они всё-всё вспомнили, а как увидели красивую весеннюю полянку, то вспомнили вообще все. Хотите услышать, что вспомнили лесные животные?
Внимание, внимание! Объявляется лесной экзамен.
(группа №1 присаживается на стульчики, а группа №2 готовиться показать мини рассказ)
                       ( на пеньке появляется мышка)

Примерный текст орг. диалога:
Лесовичок:  Привет, мышка. Как дела?
Мышка: Снег начал таять, Боюсь, мою норку затопит.  Побегу припасы проверю. Я побежала. До свидания.
Лесовичок. Привет, заяц. Ты какой-то не такой, как зимой?
Заяц. Я шубку поменял,  Чтоб лиса меня не увидела, когда я свеженькую зелёную травку буду есть. (оглядывается, пугается и убегает).
(«Снег» сползает  чуть-чуть, появляются волк и лиса.)
Лесовичок: Здравствуйте, волк и лиса! (ответы детей)
Лесовичок:Что это вы такие грустные?
Волк: Жарко очень. Мех зимний очень густой. Менять надо.
Лесовичок: Верно. Весной солнышко с каждым днем все теплее и теплее. Ну, а ты, лисонька, что загрустила, тоже шубку поменять забыла?
Лиса: Да нет, я уже поменяла. Но и заяц с белочкой шубки уже поменяли, на проталинках их не видно стало, не поймать. Ой, что-то шевелиться…(убегают)
(Из-под «снега» на полянку вылезает медведь).
Лесовичок: Здравствуй, медведица. Ты- то почему сердитая?
Медведь. Всю зиму ничего не ела. Кушать хочу! Пойду, поищу еду. Да потом медвежат приведу, учить их буду еду добывать.
(«Снег» совсем сползает и появляется лужа, из неё выпрыгивает лягушка.)
Лесовичок. Ой, лягушка, ты чего брызгаешься!
Лягушка. Я всю зиму на дне пролежала. А солнышко водичку нагрело, и я согрелась. Теперь первых комаров ловлю. Ам  ! Вкусно! (упрыгивает)
(Постепенно куклы убираются в мешок).
Лесовичок:
- Ой, я и не заметил, как весна уже наступила! Колдовство Снежной Королевы растаяло. Спасибо, ребята за вашу помощь. Ну, прощайте! Мне пора по своим делам! А вы погуляйте по лесу, здесь еще много интересного. А чтобы не мешать лесным животным я вам оставлю подарок-напоминание, как правильно вести себя в лесу.
(Дарит картинки о правилах поведения в лесу).
Игра «Верно называй».
Педагог 1:
-Ребята, у каждого из вас есть две карточки- зелёная и красная. Я буду показывать вам картинки, на которых изображены разные ситуации, а вы оцените поступки детей и покажите карточку. Давайте договоримся, каким цветом мы будем оценивать хорошие поступки, а каким - недопустимые.
Зеленая карточка – хороший поступок, а красная карточка – плохой.
(Рассматривание картинок).
4.Закрепление пройденного материала.
Педагог 1:
-Мы сегодня с вами говорили о жизни животных в лесу весной.
- Ребята, изменилась ли жизнь с наступлением весны у животных, насекомых и птиц? (Да)
- Я приготовила фильм для всех, чтобы больше никто никогда  не забывал о том, что происходит весной. Хотите посмотреть?
(Показ презентации весны)
Педагог 1:
- Ой, что же я перепутала все? Стыдно то как? А давайте вместе решим, что подходит к весенним изменениям, а что нет. Согласны?
(Работа с презентацией)
-Какие изменения произошли с приходом весны?
-Какие изменения произошли в жизни животных?
-Какие изменения произошли в жизни птиц?
-Перелётные птицы прилетают с юга. Вьют гнёзда. Откладывают яйца. Выводят птенцов.
- А что происходит в жизни животных?

5. Итог занятия:
Педагог 2:
-А теперь пришла пора возвращаться обратно в нашу группу.
-Раз, два, три, вокруг себя повернись, в группу возвратись.
-Понравилось вам путешествие в лес?
- Кого вы повстречали в лесу?
- А что мы пообещали Лесовичку?
Педагог 1:
- А сейчас я хочу посмотреть, всем понравилось путешествие в весенний лес. Я отвернусь, досчитаю до пяти, повернусь, а вы должны показать настроение на своем лице.
(Игра «Настроение»)
- Молодцы, я рада, что всем понравилось. Занятие закончено. Спасибо!!!
(вручение сюрпризов - весенних цветов)


Комментариев нет:

Отправить комментарий