Методическая копилка - Библиотека



Вот такие маленькие стихи-диалоги я использую для настольного театра  с малышами
 1.
 Где ты, серый зайка, был,
 Где морковку раздобыл?
 - За рекой на рынке
 У богатой свинки.

 2.
 Мишка, мишка, что с тобой?
 Почему ты спишь зимой?
 -Потому что снег и лёд
 Не малина и не мёд.

 3.
 Откуда ты идёшь, лягушка-квакушка?
 -С базара домой дорогая подружка.
 А что ты купила?
 -Всего понемножку.
 Ква-соль и ква-картошку

 4.
 Очень Ёж ты хорош!
 Жаль, что в руки не возьмёшь.
 -Не возьмёшь, ну и что ж!
 Без иголок я не ёж.

 6.
 Что ты , кошка, сторожишь?
 -Сторожу у норки мышь!
 Выйдет мышка невзначай
 Приглашу её на чай.

 7.
 Зайку спрашивает Ёж:
 Что, Заинька, ревёшь?
 -Очень я перепугался
 С диким зверем повстречался.
 Он зелёный, пучеглазый
 Не видал таких ни разу.

 8.
 Идёт, идёт петушок
 Набок гребешок,
 Красная бородка,
 Костяная головка.
 - Сам я рано встаю
 И другим спать не даю,
 На заборах я сижу
 Громче всех кричу: Ку-ка-ре-ку!

 9.
 Эй, привет, соседка мышь,
 Может в гости пригласишь?
 -Извини, голубчик кот,
 Очень узкий в нору ход.

 10.
 Щенок.
 Не беда, что не летаю,
 Но зато я звонко лаю,
 И держу свой хвост трубой
 И доволен сам собой.


Словарь кукольника

Вертеп - переносной театр кукол, в котором разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем - светские. Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены
Шопка – Вид польского народного кукольного театра, который появился примерно в 16 веке. Самая характерная черта – сочетание в представлении сцен религиозного содержания с народными интермедиями. Впоследствии шопка перестает быть сценой кукольного театра и сохраняет значение как произведение народного искусства.
Батлейка – белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её репертуар наряду с историей, рассказывающее о рождении Христа, входили народные пьесы и короткие интермедии.
Вага – Особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток - животных) и вертикальной.
Гапит – трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.
Грядка – верхний передний край ширмы.
Зеркало сцены – плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.
Дубль – подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач.
Котурны – в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера - кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.
Даланг – актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец.
Пищик – специальное приспособление, которым пользовались актеры – петрушечники.
Папье-маше – наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов, представляющий собой оклеивание бумагой по гипсовой форме изнутри.
Ширма – различной формы и размеров особая сцена кукольного театра. Ширма может быть простой (с одной грядкой) и многоплановой (2-3 плана).
Задник – расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.
Декорации – художественное оформление действия на ширме или театральной ширмы.
Пониженный план – окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки. Используется для показа контрастных  сцен с «живым» актером или сюрпризным моментом.
Чистая перемена – смена оформления, происходящая на глазах у зрителя.
Шарманка – Старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как в музыкальных шкатулках.




Виды театральных кукол

По типу нахождения относительно кукловода: низовая и верховая.
Теневая кукла – плоский ажурный силуэт, изображающий человека, предметы или животное и отбрасывающий тень на экран – сцену театра.
Тростевая кукла – вид театральной куклы, управляемой тростями. Общепринятое название «тростевая» указывает на способ её вождения. Головка куклы насажена на гапит, к которому прикрепляются плечи и руки,  к рукам куклы прикреплены трости.

Перчаточная кукла-кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и руками куклы.

Марионетка – низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мимирующая кукла – кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом.
Планшетная кукла – кукла управляется актерами в «живом» плане  то есть актер не скрыт ширмой.
Паркетная или напольная – размером с человека.  Кукловод не скрыт костюмом  и управляется актерами в «живом» плане 
Ростовая кукла -  костюм и маска одета непосредственно на актера.
Кукла на потычке или тычковая  - кукла работает за ширмой. Простейшая кукла, одетая на гапит-потычку. Руки и голова не управляются.

Знаменитые герои театра кукол


Маккус – кукольный герой народной античной комедии. Он родился во времена Древнего Рима.
Петрушка –  Российский любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира.
Полишинель – герой французского театра кукол середины 18 века, пришедший из Италии. По своему характеру Полишинель весельчак и немного циник.
Гиньоль- персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе. В начале 19 века. Все возрастающая популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля.
Пульчинелла – популярный комический герой неаполитанской комедии, наиболее приметная черта – черная маска. Итальянская марионетка появился в 18 веке.
Панч - популярный герой английского тетра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна.
Гансвурст- герой немецкого народного драматического и театра кукол, появился в 16 веке.
Касперле – герой немецкого театра кукол,  собрат Полишинеля появился в 19 веке.
Карагёз – герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим».



Комментариев нет:

Отправить комментарий