Методическая копилка - Программа

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол №__ от _____20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

«ЦТиР «Планета талантов»

 _____________ А.В. Шпакова

Приказ №___ от _____20___ г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«Театр, где оживают куклы»

 

 

 

 

 

 

Направленность: художественная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 5-11 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Волога  Анна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ачинск, 2021

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театр, где оживают куклы»,художественной направленности, имеет стартовый уровень реализации содержания. В данной программе образовательная область реализуется через театральную деятельность.

Актуальность. В последние годы происходит широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами, тем самым нарушается нормальный алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей.

По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю. Чем больше ребёнок проводит времени, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, обмена эмоциональными состояниями. Для эффективного общения ребёнок должен уметь организовывать взаимодействие с другими детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения.

Возможность такого общения предоставляют занятия театральной деятельностью.  Занятия в театре кукол включают в работу эмоциональный, интеллектуальный, физический аппарат ребёнка.

Являясь одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, театр кукол помогает нарабатывать позитивный жизненный опыт, влиять на формирование духовных и нравственных ценностей детей.

В Ачинске, в дополнительном образовании, один детский театр кукол, в котором занимаются дети разного возраста из разных общеобразовательных учреждений города. В связи с вышесказанным, актуальным становится написание данной программы.

Новизна программы заключается в том, что мы предлагаем разновозрастной подход к обучению в одногодичной программе. Это позволит заканчивать процесс обучения, а также не зависеть от школьных смен. Наличие в группе детей разного возраста, разного уровня подготовки  позволит поставить межличностные отношения на более высокую ступень развития, где старшие заботятся о младших, младшие берут с них пример, гордятся дружбой с ними и т.д.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр, где оживают куклы» от уже существующих в этой области, заключается в том, что программа разработана на разновозрастную группу детей с разным уровнем подготовки. При сроке реализации один год, возможно, продолжить обучение дальше.

Адресат программы. Программа состоит из двух независимых разновозрастных этапов. Первый этап – обучающиеся 5-6 лет. Второй этап - обучающиеся 7-11лет.

Дети, пожелавшие продолжить обучение, могут остаться в театре на следующий год. Каждый год меняется репертуар, при наличии нескольких детей, освоивших эту программу, есть возможность брать более сложные спектакли для постановки. Наличие в группе таких ребят, позволяет использовать их в роли тьюторов при выполнении тренировочных упражнений и этюдов, более эффективно организовывать работу в подгруппах и парах, способствует сохранению и развитию традиций театрального коллектива.

Принимаются все желающие, группы разнополые, наполняемость группы 10-12 человек.

Сроки реализации и особенности организации образовательного процесса.

Срок реализации программы 1 год. Полный курс по программе составляет

этапы

1

2

количество часов в неделю по годам обучения

2

4

количество учебных часов по программе

72

144

 

Форма обучения по программе - очная.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

рассказ

показ видеоматериалов, иллюстраций

тренинг

беседа

показ педагогом приемов исполнения

упражнения

объяснение

наблюдение

Самостоятельные индивидуальные и коллективные творческие работы

анализ пьесы, анализ спектакля

просмотр спектаклей

Работа над спектаклем и концертными номерами

 

Формы организации образовательного процесса и режим занятий.

форма организации образовательного процесса: групповая;

формы организации учебного занятия:

беседа

открытое занятие

спектакль

викторина

посиделки

творческий отчет

занятие-игра

праздник

тренинг

игровая программа

репетиция

экскурсия

конкурс

концерт

 

 

В процессе работы используются следующие педагогические технологии: технология группового обучения, технология игровой деятельности, здоровье сберегающая технология,

Режим занятий составляется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и годовым календарным учебным графиком Центра:

- для 5-6 лет - 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 30 минут;

- для 7-11 лет  2 раза в неделю по 2 учебных часа с 10-минутным перерывом.

Цель: развитие нравственных, эмоционально-эстетических, коммуникативных качеств ребёнка через занятия театром кукол.

 Задачи:

Обучающие:

-обучить основным дисциплинам: истории театра, актерскому мастерству, кукловождению, сценической речи.

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание, воображение, волю обучаемых;

- развивать коммуникативные и рефлексивные качества обучаемых;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества обучающихся, формировать у них общечеловеческие ценности;

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Для обучающихся 5-6 лет

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/  контроля*

всего

теория

практика

 

 

Вводное занятие.

1

1

-

 

I.

Введение в театральную культуру.

5

1,5

3,5

 

1.1.

Виды театров. Виды кукол.

1

0,5

0,5

 

1.2.

Особенности театральной терминологии

1

0,5

0,5

 

1.3

Групповые упражнения на сплочение

3

0,5

2,5

 

II.

Основы актёрского мастерства

25

2

23

 

2.1.

Актёрская грамота

5

1

4

 

2.2.

Сценическая речь

5

-

5

 

2.3.

Техника работы с куклами разных систем.

11

1

10

Контрольные занятия.

2.4.

Театр рук

4

-

4

 

III.

Сценическое воплощение

34

2

32

 

3.1.

Постановка учебного спектакля

32

2

30

 

3.2.

Показ спектакля

2

-

2

 

IV

Итоговые, воспитательные, познавательные  занятия

5

-

5

 

V

Аттестации(полугодовая и годовая)

2

-

2

Спектакль, контрольное занятие

ИТОГО:

72

6,5

65,5

 

 

Для обучающихся 7-11 лет

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/  контроля*

всего

теория

практика

 

 

Вводное занятие.

2

1

1

 

I.

Введение в театральную культуру.

6

2

4

 

1.1.

Виды театров. Виды кукол.

2

1

1

 

1.2.

Особенности театральной терминологии

1

0,5

0,5

 

1.3

Групповые упражнения на сплочение

3

0,5

2,5

 

II.

Основы актёрского мастерства

45

5

40

 

2.1.

Актёрская грамота

10

2

8

 

2.2.

Сценическая речь

10

2

8

 

2.3.

Техника работы с куклами разных систем

25

1

24

Контрольное занятие

III.

Сценическое воплощение

69

1

68

 

3.1.

Постановка учебного спектакля

65

1

64

 

3.2.

Показ спектакля

4

-

4

Спектакль

IV.

Концертный номер

12

1

11

 

4.1.

Что такое концертный номер. Придумывание концертных номеров

2

1

1

 

4.2.

Постановка и репетиция концертных номеров

8

-

8

 

4.3.

Показ концертных номеров

2

-

2

Контрольное занятие.

V.

Итоговые, воспитательные, познавательные  занятия

8

1

7

 

VI

Аттестации(полугодовая и годовая)

2

-

2

Контрольное занятие, концерт.

ИТОГО:

144

11

133

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Для обучающихся 5-6 лет:

Вводное занятие (1 час)

Теория (1 ч.): Вводный инструктаж. Основные виды деятельности в объединении.

I. Раздел «Введение в театральную культуру»

1.1 Тема Виды театров. Виды кукол (1 час)

Теория (0,5 ч.): Первичный инструктаж по ТБ. Виды театров. Отличие театра кукол от других театров. Верховые и низовые куклы. Игрушка-кукла.

Практика (0,5 ч.): Превращение игрушки в куклу. Найди куклу определённой системы.

 1.2 Тема Особенности театральной терминологии (1 час)

Теория (0,5 ч.): Сцена, зрительный зал, гардероб. Одежда сцены, реквизит, декорации.

Практика (0,5 ч.): Викторина. Квест «Найди клад».

1.3 Тема Групповые упражнения на сплочение (3 часа)

Теория (0,5 ч.): «Театр – искусство коллективное».

Практика (2,5 ч.): Игры-знакомства, «Заборчик», «Научи зверей договариваться», «Встретились Бяка и Бука», «Научи обезьянку выполнять правила».

II. Раздел « Основы актёрского мастерства»

2.1 Тема Актёрская грамота (5 часов)

Теория (1ч): Значение внимания, памяти. Виды эмоций. Предлагаемые обстоятельства.

Практика (4 ч): Общеразвивающие игры. Специальные театральные игры. Этюды. Сочинение этюдов по сказкам. Драматизация  хорошо знакомых сказок.

2.2 Тема Сценическая речь (5 часов)

Практика (5 ч): Артикуляционная гимнастика,  упражнения на дыхание, скороговорки на развитие дикции и интонационной выразительности, силы голоса, пальчиковая гимнастика.

2.3 Тема Техника работы с куклами разных систем (11часов)

Теория (1 ч): Правила работы с куклами настольного театра. Правила работы с куклами на потычке. Техника безопасности при работе с куклами на потычке и реквизитом.

Практика (10 ч): Формирование навыков кукловождения в настольном театре: походка, общение, внимание кукловода, работа с реквизитом, построение простейших мизансцен, инсценировка хорошо известных сказок. Контрольное занятие. Формирование навыков управления куклой на потычке: походка, общение, уровень, повороты, работа с реквизитом, работа в декорациях, построение простейших мизансцен, инсценировка хорошо известных сказок, придумывание своих историй. Контрольное занятие.

2.4 Тема Театр рук (4 часа)

Практика (4 ч): Формирование навыка работы за ширмой, придумывание и показ различных мини историй при помощи рук.

III. Раздел «Сценическое воплощение»

3.1 Тема Постановка учебного спектакля (32 часа)

Теория (2 ч): Как рождается спектакль. От чего зависит успех спектакля?

Практика (32 ч): Знакомство с пьесой и обсуждение ее с детьми. Пробы на роль и распределение ролей. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей. Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью). Репетиция по эпизодам. Постановка танцев, репетиция песен. Репетиция с  декорациями и реквизитом, с музыкальным оформлением. Прогонные репетиции. Генеральная репетиция.

3.2 Тема Показ спектакля (2 часа)

Практика (2 ч): Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Повторные показы спектакля. Обсуждение после каждого выступления.

IV. Раздел «Итоговые, воспитательные, познавательные  занятия»

Практика (5 ч): Праздник посвящения в артисты. Новогодний праздник. Папин, мамин праздник. Закрытие сезона.

V. Раздел Аттестации (полугодовая и годовая)

Практика (2 ч): Спектакль, контрольное занятие квест

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- сформированные актёрские навыки, навыки управления тычковыми куклами и куклами настольного театра, навыки использования средства речевой выразительности

- знание определённых программой театральных терминов, умение отличить верховую и низовую куклы, театр кукол от других видов театра

Метапредметные результаты:

- умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве;

- знание и выполнение правил поведения в Центре, на занятии, во время спектакля.

Личностные результаты:

- развитие нравственных качеств через анализ народных сказок.

 

Для обучающихся 7-11 лет:

Вводное занятие (2 час) Теория (1 ч.): Вводный инструктаж. Основные виды деятельности в объединении.

Практика (1 ч.): Пути эвакуации из Центра.

I. Раздел «Введение в театральную культуру»

1.1. Тема Виды театров кукол. Виды кукол (2 часа)

Теория (1 ч): Первичный инструктаж по ТБ.  Виды театров. Отличие театра кукол от других театров. Виды кукол. Игрушка-кукла сходство и различие.

Практика(1 час): Найди куклу определённой системы. Попробуй ей управлять. Расскажи, почему она так называется.

1.2 Тема Особенности театральной терминологии (1 час)

Теория (0,5): Сцена, зрительный зал, гардероб. Одежда сцены, реквизит, декорации, прожектора, театральные мастерские, театральные профессии.

Практика (0,5 ч.): Викторина. Игра «повесь этикетки».

1.3 Тема Групповые упражнения на сплочение(3 часа)

Теория (0,5 ч.): «Театр – искусство коллективное».  Правила, законы коллектива;

Практика (2,5 ч): Игры-представления. Игры-знакомства. «Вежливые действия». Игра «Слышу, вижу, чувствую».

II. Раздел «Основы актёрского мастерства»

2.1 Тема Актёрская грамота (10 часов)

Теория (2 ч): Круги внимания. Предлагаемые обстоятельства. Конфликт. Логика и последовательность действий. Что такое этюд.

Практика (8 ч): Упражнения на концентрацию внимания. Общеразвивающие игры. Специальные театральные игры.  Игры на превращения предметов и детей.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий, на смену предлагаемых обстоятельств. Придумывание и показ своих этюдов и на заданную тему, сочинение этюдов по сказкам, драматизация хорошо известных сказок.

2.2 Тема Сценическая речь (10 часов)

Теория (2 ч): Задача, подтекст, словесное действие. Логическое ударение.

Практика (8 ч): Артикуляционная гимнастика,  упражнения на дыхание, скороговорки на развитие дикции и интонационной выразительности, силы голоса, творческие игры со словами на развитие воображения, фантазии, логики речи.

2.3 Тема Техника работы с куклами разных систем (25 часов)

Теория (1 ч): Правила работы с куклами настольного театра, планшетной куклой. Правила работы с куклами на потычке, перчаточной куклой.

Практика (24 ч): Формирование навыков кукловождения настольными, планшетными куклами: походка, общение, внимание кукловода.  Работа с реквизитом.  Построение простейших мизансцен. Инсценировка  хорошо известных сказок. Формирование навыков управления куклой на потычке и перчаточной куклы: походка, общение, уровень, повороты.  Работа с реквизитом. Работа в декорациях. Построение простейших мизансцен. Инсценировка  хорошо известных сказок.

III. Раздел «Сценическое воплощение»

3.1 Тема Постановка учебного спектакля (65 часов)

Теория (1 ч): Как рождается спектакль. От чего зависит успех спектакля?

Практика (64 ч): Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. Истории вокруг пьесы. Пробы на роль. Распределение ролей. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажей. Работа над выразительностью речи и поведением на сцене (работа над ролью). Работа над отдельными эпизодами. Репетиция с декорацией и реквизитом, с музыкальным оформлением. Прогонные репетиции, генеральная репетиция.

3.2 Тема Показ спектакля (4 часа)

Практика (4 ч): Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Повторные показы спектакля: Обсуждение после каждого выступления.

IV. Раздел «Концертный номер»

4.1 Тема Что такое концертный номер. Придумывание концертных номеров (2 часа)

Теория (1 ч): Что называют концертным номером. Примеры концертных номеров. Структура концертного номера.

Практика (1 час): Придумывание концертных номеров.

4.2 Тема Постановка и репетиция концертных номеров (8 часов)

Практика (8 ч): Выбор участников. Подбор музыкального, шумового оформления. Выбор или изготовление кукол для номера. Репетиция концертного номера.

4.3 Тема Показ концертных номеров (2 часа)

Практика (2 ч): Показ концертных номеров на праздниках объединения, концертах Центра. Обсуждения, при необходимости корректировка номера. Контрольное занятие.

V. Раздел «Итоговые, воспитательные, познавательные  занятия» (8 часов)

Практика (8 ч): Открытие театрального сезона. Новогодний праздник. Папин, мамин праздник. День кукольника. Закрытие сезона. Экскурсия в театр кукол «Сказка».

VI. Раздел Аттестации (полугодовая и годовая)

Практика (2 ч): Спектакль, контрольное занятие, концерт.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- сформированны актёрские навыки и навыки управления куклами настольной, планшетной, тычковой, перчаточной;

- умеет выделять куклу определённой системы из многообразия других;

- знает основную театральную терминологию.

Метапредметные результаты:

- умеет договариваться, распределять действия при сотрудничестве;

-умеет подчинять свое физическое и психическое состояние законам коллективного творчества.

Личностные результаты:

- развиты нравственные качества через анализ поступков и поведения героев сказок;

- владеет рефлекторными способностями: самооценкой и самоконтролем.

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:  

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации программы необходимы:

- три помещения: репетиционная, мастерская и помещение для хранения кукол, декораций, реквизита, костюмов. Репетиционное помещение оборудуется, как миниатюрный зрительный зал с небольшой сценой, занавесом, специальным освещением и звуковой аппаратурой.

- технические средства обучения: компьютер (для работы над музыкальным оформлением спектакля), музыкальный  центр (для музыкального сопровождения спектакля, концертных номеров и внеклассных мероприятий, мультимедиа-проекторы и видео камера для демонстрации видео материалов при проведении занятий и анализа выступлений.

Оборудование, необходимое для проведения занятий:

- мобильная  ширма для работы с верховыми куклами, несколько кубов или высокие широкие скамейки для работы с планшетными куклами;

- мягкие коврики для занятий тренингом на полу;
- реквизит: мячи, скакалки, кегли для занятий по сценической речи и актерскому мастерству;
- наборы кукол (настольных, планшетных, тычковых, перчаточных);

- куклы других систем для концертных номеров (марионетки, ростовые, с живой рукой, тростевые, пальчиковые и др.)

комплект цветных перчаток и специальная ширма для «Театра рук»;

- декорация и реквизит для работы с верховыми и низовыми куклами;

- штативы и грузы для декорации.

Для художественной мастерской необходимы:

- швейная машинка, гладильная доска, утюг, набор швейных принадлежностей (нитки, иголки, булавки, ножницы),

- набор столярных инструментов (ножовка, плоскогубцы, отвёртка, молоток, нож.)

- для выпуска нового спектакля или концертного номера приобретаются материалы за счёт спонсорских средств (краски, ткани, клей, фурнитура, поролон, картон и др.)

Информационно-методическое обеспечение:

Методический материал.

1. Актёрский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды/ сост. О. Лоза.- Москва: АСТ, 2010. -192с.

2. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста./ И.В. Бодраченко.- Москва: «Айрис-пресс», 2007.- 150с.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актёрского мастерстваСанкт-Петербург. ВЕДЫ. 2010

4. Полищук, В. Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд /В. Полищук, - Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.-222с.

5. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов./ Н.В. Сорокина. – Москва: АРКТИ, 2004.- 288с.

6. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов; под ред. А. Никитиной. Москва: Владос  2001.-286с.

7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Москва. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010

Дидактический материал: сборники детских пьес; фонотека театральных шумов, классической, народной и современной музыки; фотографии и видео спектаклей театров кукол, кукол разных систем.

Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы в детском театре кукол не менее года, образование профильное или педагогическое. Также для реализации программы необходим художник, который оформляет спектакль и изготавливает куклы. Возможно совмещение занятий с вокалом и хореографией для создания более ярких концертных номеров.

 

5. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

- входной контроль (сентябрь-октябрь)

Формы проведения: этюды и упражнения, наблюдение.

- промежуточный контроль (декабрь).

Форма проведения:- первый этап – спектакль;

- второй этап – контрольное занятие.

- итоговый контроль (апрель-май).

Форма проведения: - первый этап – квест;         

 - второй этап – творческий отчёт.

Фонд оценочных материалов представлен в конце программы (Приложение 3).

 

6. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Эффективность реализации программы будет оцениваться согласно заявленным результатам (предметным, метапредметным и личностным).

В рамках каждого планируемого результата (предметного, метапредметного и личностного) сформулированы следующие измеряемые критерии:

 

 

Результаты освоения программы для обучающихся 5-6 лет

Предметные результаты:

 

- сформированны актёрские навыки и навыки управления куклами настольной, тычковой;

 

- сформирован навык использования средств речевой выразительности

 

- знает определённые программой театральные термины, умеет отличить верховую и низовую куклы, театр кукол от других видов театра

Метапредметный результат:

 

- умеет договариваться, распределять действия при сотрудничестве;

 

- знает и выполняет правила поведения в Центре, на занятии, во время спектакля.

 

Личностный результат:

 

- развиты нравственные качества через анализ поступков и поведения героев сказок;

 

 

 

1. передает настроение, характер персонажа куклами настольного театра и тычковыми куклами

1. эффективно применяет на практике навыки сотрудничества

- анализируя поступки и поведение героев сказок, даёт правильную оценку их действиям.

2. использует средства речевой выразительности при работе над ролью.

2. самостоятельно организует и управляет своей деятельностью; контролирует и корректирует её

 

3. знает определённые программой театральные термины

 

 

 

Результаты освоения программы для обучающихся 7-11 лет

Предметные результаты:

 

- сформированны актёрские навыки и навыки управления куклами настольной, планшетной, тычковой, перчаточной;

 

- умеет выделять куклу определённой системы из многообразия других;

 

- знает основную театральную терминологию.

Метапредметный результат:

 

- умеет договариваться, распределять действия при сотрудничестве;

 

- умеет подчинять свое физическое и психическое состояние законам коллективного творчества.

 

Личностный результат:

 

- развиты нравственные качества через анализпоступков и поведения героев сказок;

 

- владеет рефлекторными способностями: самооценкой и самоконтролем.

 

1. самостоятельно передаёт настроение, характер персонажа театральными куклами разных систем, использует их выразительные возможности.

1. эффективно применяет на практике навыки сотрудничества

1. анализируя поступки и поведение героев сказок, даёт правильную оценку их действиям.

2. выделяет куклу определённой системы из многообразия других;

 

2. самостоятельно организует и управляет своей деятельностью; контролирует и корректирует её

2. владеет самооценкой и самоконтролем

3. пользуется основной театральной терминологией

 

 

 

По каждому результату в соответствующей ведомости по аттестации  выставляется уровень (высокий, средний, низкий).

 

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Актёрский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды/ сост. О. Лоза.- Москва: АСТ, 2010. -192с.

2. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста./ И.В. Бодраченко.- Москва: «Айрис-пресс», 2007.- 150с.

3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актёрского мастерства Санкт-Петербург. ВЕДЫ. 2010

4. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я.: пособие для классных руководителей/ А.М. Нахимовский.- Москва: «Аркти» 2002 – 120с

5. Полищук, В. Книга актёрского мастерства. Всеволод Мейерхольд /В. Полищук, - Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.-222с.

6. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов./ Н.В. Сорокина. – Москва: АРКТИ, 2004.- 288с.

7. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов; под ред. А. Никитиной. Москва: Владос 2001.-286с.

8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Москва. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.

 

Электронные ресурсы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».- Режим доступа: http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 
2. Драматешка. – Режим доступа: https:/
http://dramateshka.ru/index.php/game-of-fairy-tale
3. Похмельных A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».– Режим доступа: youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Театр Ирины Генераловой в начальной школе. - Режим доступа: /www.generalovairinateatr.com/events

5. Театр-студия «Арт-Мастер» -Режим доступа: http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/

 

Литература, рекомендуемая для родителей и детей, обучающихся по данной программе:

1. Безымянная, О.В. Школьный театр./ О.В. Безимянная – Москва: «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.

2. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка./ Н.Е. Богуславская, Н.А.. Кунина — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 192 с.

3. Поляк, Л.Я. Театр сказок.  Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников./ Л.Я. Поляк – СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 44с.

4. Смирнова, Н.И. И … оживают куклы/ Н.И. Смирнова – Москва: Издательство «Детская литература», 1982.- 194с

5. Трифонова,  Н.М. Кукольный театр своими руками. Серия: Внимание: дети!/ Н.М. Трифонова – Москва: Рольф, 2001.-184с.

6. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В.В. Цвынтарный – Москва: ВЭЦ ШТ, 1998 -36с.

7. Русские народные сказки. В ч.1 ч.5 (Электронный ресурс): Русские народные сказки о животных, волшебные и бытовые. Сборник сказок для чтения.// Русские народные сказки. – Режим доступа: http://hyaenidae.narod.ru/

8. Сборник детских скороговорок (электронный ресурс).Режим доступа: http://littlehuman.ru/393/

1. Безымянная, О.В. Школьный театр./ О.В. Безимянная – Москва: «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270 с.

2. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка./ Н.Е. Богуславская, Н.А.. Кунина — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 192 с.

3. Поляк, Л.Я. Театр сказок.  Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для дошкольников./ Л.Я. Поляк – СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 44с.

4. Смирнова, Н.И. И … оживают куклы/ Н.И. Смирнова – Москва: Издательство «Детская литература», 1982.- 194с

5. Трифонова,  Н.М. Кукольный театр своими руками. Серия: Внимание: дети!/ Н.М. Трифонова – Москва: Рольф, 2001.-184с.

6. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В.В. Цвынтарный – Москва: ВЭЦ ШТ, 1998 -36с.

7. Русские народные сказки. В ч.1 ч.5 (Электронный ресурс): Русские народные сказки о животных, волшебные и бытовые. Сборник сказок для чтения.// Русские народные сказки. – Режим доступа: http://hyaenidae.narod.ru/

 

 

Приложение

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Задания разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр, где оживают куклы» и выбранными видами контроля.

Для обучающихся 5-6 лет

1.  «__» _____  20__ г. – входной контроль и итоговый

Форма демонстрации: тестирование.

Форма фиксации: материал тестирования

Описание задания для контроля:

Диагностика отношения к жизненным ценностям.
(Методика М. И. Шиловой)

Инструкция: 
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Педагог индивидуально опрашивает детей и записывает ответы. 
Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят 
  2. Иметь много денег 
  3. Иметь самый современный компьютер 
  4. Иметь верного друга 
  5. Мне важно здоровье родителей 
  6. Иметь возможность многими командовать 
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться 
  8. Иметь доброе сердце 
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям 
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет 

Интерпретация: 
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Высокий- 5 положительных ответов. 

Средний – 4- 3. положительных ответа.

Низкий– 2 - 1положительный ответ

 

2.«__» _____  20__ г. – итоговый контроль.

Форма демонстрации: квест

Форма фиксации: ведомость по аттестации.

Описание задания для контроля:

Задания и вопросы для квеста «Поиски клада»

(Ребята, отвечая на вопросы, выполняя задания, находят клад с куклами, которыми они ещё не управляли и получают возможность ими управлять.)

Ворона: (перчаточная кукла) Новость, новость! Где-то на территории театральной студии спрятан сундук с кладом. А где я не скажу. Маленькую подсказку дам только самым сообразительным и внимательным ребятам! Вы сообразительные? (да) И внимательные? (да) Сейчас проверю!

1. Игра «Верно-неверно». Ворона говорит предложения о правилах поведения в театре, не сцене во время выступления, на репетиции. Если ребята согласны, они хлопают в ладоши, если нет, то топают.

Ворона: Молодцы! За правильные ответы каждый из вас получает жетон. Если кто-то не будет выполнять правила, про которые мы сейчас говорили, его будут штрафовать и за каждое замечание ему придётся отдавать жетон. Согласны?

2. Тогда подсказку ищите в кулисе, а она написана на моём белом пёрышке.

3. - Покажите «улыбку», «испуг», «удивление», «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»… Тогда вы с лёгкостью найдёте следующую подсказку на грустном смайлике, а смайлик находится на заднике.

4. Мне очень грустно, развеселите меня, станцуйте куклами на грядке. (выбрать кукол нужной системы, и приготовиться, встать за ширму.)

Мне стало очень весело, найдите подходящий для моего настроения  смайлик на занавесе.

5. Покажитеслово «здравствуйте», слово «тихо», «не знаю», «да», «нет», «благодарность», «до свидания»

Вы очень умные детки, думаю, что вы сможете разделить вещи, которые лежат на сцене на группы: реквизит, декорация, верховые куклы, низовые куклы.

Ворона: А теперь я хочу посмотреть, сколько жетонов заработал каждый из вас.

Потому, что клад достанется самому умному. (Ребята считают.)

Мало! Я могу клад отдать за 10 жетонов. (Если ребята не догадаются сложить жетоны, подсказать им.) (Можно покапризничать и затем запросить 20 или 40 жетонов.)

Ваш клад находится там, где куклы этого театра появляются на свет… (В мастерской художника)

Параметры оценивания

Высокий - 90% - 100% правильных выполнений заданий;

Средний – 50% - 89% правильных выполнений заданий;

Низкий – до 49% правильных выполнений заданий.

 

Для обучающихся 7-11 лет

1.  «__» _____  20__ г. – входной контроль и итоговый

Форма демонстрации: тестирование.

Форма фиксации: материал тестирования

Описание задания для контроля:

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция: 
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один" 
Вопросы: 

Если кто-то плачет, то я. 

  • Пытаюсь ему помочь. 
  • Думаю о том, что могло произойти. 
  • Не обращаю внимания. 

Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры. 

  • Я скажу ему, чтобы он не приставал. 
  • Отвечу, что не могу ему помочь. 
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру. 
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть. 

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру. 

  • Я не обращу внимания. 
  • Скажу, что он размазня. 
  • Объясню, что нет ничего страшного. 
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре. 

Ваш одноклассник на вас обиделся вы: 

  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. 
  • Обижусь в ответ. 
  • Докажу ему, что он не прав. 

Обработка результатов: 
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. 

Подсчитывается сумма положительных ответов, данных учеником. 
Высокий - 4 бала 

Средний - 2, 3 бала  

Низкий - 1 бал  

 

2.  «__» _____  20__ г. – промежуточный контроль

Форма демонстрации: контрольное занятие

Форма фиксации: ведомость по аттестации.

Описание задания для контроля:

Задания для контрольного занятия

1.Повесь бейджики с названиями.

Занавес,    Задник,   Кулиса,  Портал,   Планшет,  Ширма,   Куклы, Зрительный зал, Занавеска,  Грядка,  игрушки,  Реквизит,  Реквизит.

2. Подчеркни  правильный  вариант  ответа.

1.  Между верховой куклой и грядкой должен быть 

- воздух,

- кукловод,

- реквизит.

2. При работе с верховой куклой  

 - Кукла идёт перед кукловодом.

- Кукловод перед куклой.

 - Идут рядом (параллельно).

3.Когда верховая кукла отходит от грядки она должна

- подниматься выше

- опускаться ниже

- высота не изменяется.

4. При работе с низовой куклой кукловод смотрит

- на нос куклы,

- на партнёра

- на другую куклу

5. Когда кукла говорит она

- двигает головой

- она не двигается

- она двигает руками (лапами)

6. Кукла чаще всего  берёт реквизит

- «дальней» рукой

- «ближней» рукой

- неважно,  какой рукой

3. Положи карточку с названием вида куклы  на картинку. 

Ростовые, перчаточные, пальчиковые,  куклы с живой рукой, марионетки, тростевые.  

4.Рассказать скороговорку

- убегая от злодея

- спеша на праздник

- оправдываясь перед мамой

- считая себя самой-самой…

- по секрету

- ругаясь с другом

- очень стесняясь

5. Обыграть реквизит.

6. Придумать  и показать диалог. 

7. Придумать  коллективный танец  с разными видами походки, движения.

Параметры оценивания

В - 90% - 100% правильных выполнений заданий;

С – 50% - 89% правильных выполнений заданий;

Н – до 49% правильных выполнений заданий.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий